Функциональная грамотность

Открытый урок

15 декабря 2022 года в 10 классе прошел открытый урок по функциональной грамотности, который был проведен учителем информатики Ващенко Е.В.

Тема урока: «Горящие туры»

Цель урока: понять, как различные направления функциональной грамотности помогают решить определенный круг задач в повседневной жизни

Задачи: повысить у обучающихся уровень читательской грамотности и креативного мышления, развить основы математической грамотности.

Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме. Урок состоял из последовательных, взаимосвязанных этапов. Были созданы все условия для интеллектуального труда учащихся.

Учитель использовал как объяснительно – иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, разнообразные записи, мультимедийные средства. Широко использовались также разнообразные формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная.

Урок способствовал с одной стороны — осознанному и прочному усвоению программного материала, а с другой – развитию творческой активности учащихся, их сообразительности, любознательности и формированию определённого мировидения.

Мы убедились в несомненной эффективности данных уроков и продолжим работу в этом направлении и в других классах.

Общая информация

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений


Мониторинг оценки качества образования в школе PISA

PISA — пожалуй, самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, проводимый Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD).

Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) организуется и проводится ОЭСР с 2000 года. Результаты публикуются раз в три года. Первый мониторинг качества образования в разных странах мира был проведен в 2000 году (PISA 2000), тогда участие в нем приняли 32 государства, в 2003 году их было уже 43 (PISA 2003), в 2006 (PISA 2006) – 57, в 2009 и 2012 годах — уже 65 стран (PISA 2009 и PISA 2012), а в 2015 году — уже 72 (PISA 2015). Это не может не свидетельствовать о росте значения оценки PISA для национальных образовательных систем. Россия участвует в данном исследовании в 2024 году.


На платформе Министерства просвещения Российской Федерации функционирует портал «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности» (далее — Портал функциональной грамотности).

Портал функциональной грамотности размещен по ссылке https://fg.resh.edu.ru/ и предназначен для проведения диагностических работ в целях оценки уровня естественнонаучной, математической и читательской грамотности обучающихся 8, 9 классов.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Портал функциональной грамотности размещён по ссылке https://fg.resh.edu.ru/,где для тренировки решения заданий  можно использовать задания из электронного банка заданий. Для использования образовательных ресурсов Портала ФГ необходима регистрация на образовательном портале «Российская электронная школа» по ссылке https://resh.edu.ru/

Наши достижения
Нормативные документы
Информация для учителей

Информационный буклет для учителей

Уважаемые коллеги!

Министерство просвещения РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании использования международных практик проводят исследование качества образования «Региональная оценка по модели PISA» и «Общероссийская оценка по модели PISA».

Цель исследования- выяснить уровень подготовки 15-летних учащихся разных стран к взрослой жизни, оценить уровень использования метапредметных компетенций для решения поставленных задач. Исследование проводится по трём содержательным направдениям.

Читательская грамотность: анализ информации, представленной в нескольких текстах, критическое осмысление содержания представленных текстов для получения достоверной информации.

Математическая грамотность: анализ информации графиков, диаграмм, таблиц для понимания истинности или ложности утверждения; решение реальных проблем, включающих экономию затрат и экологические риски, средствами математики.

Естественнонаучная грамотность: научное объяснение явлений, научная интерпретация данных и доказательств; понимание и анализ информации, представленной в различных контекстах (личном, научном, профессиональном, общественном).

Исследование проводится в компьютерной форме, задания по всем направлениям представлены в электронном виде. Умения, проверяемые в ходе исследования (поиск информации, понимание, оценивание), лежат в основе функциональной грамотности.

Идеи PISA сопоставимы с концепцией ФГОС, которая определяет функциональную грамотность как «сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов образования».

Важность исследования связана с тем, что, по мнению авторитетных специалистов в области образования, «функционально грамотный человек способен участвовать в эффективном индивидуальном или коллективном решении задач, требующих достаточного уровня грамотности в области чтения, письма и счёта. а также применять свои навыки для личного или общественного развития».

Формулировка и структура заданий PISA значительно отличается от заданий в российских учебниках. Учащимся для выполнения задаий, выявляющих их компетенции, предлагаются практические ситуации, связанные с личной, повседневной или школьной жизнью, работой и спортом, жизнью общества.Чтобы для участников исследования содержание заданий, их формулировки не стали неожиданностью, рекомендуем ознакомить школьников с открытыми заданиями PISA прошлых лет.

Познакомить учеников с заданиями вам помогут следующие материалы: 1.Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач.

  1. Примеры заданий в электронном формате.
  2. Банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) https://fg.resh.edu.ru/

Желаем успехов!

Администрация школы

Информация для родителей

Информационный буклет для родителей
(законных представителей)

 Уважаемые родители!

Министерство просвещения РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство образования Приморского края  ведут изучение качества образования школьников.

Вы хорошо знаете, что школа постоянно контролирует уровень подготовки учеников по всем предметам, но важно также оценивать умения ребят применять полученные знания на практике, в самостоятельной жизни. Одним из лучших исследований в этой области является « Международная программа по оценке образовательных достижений школьников»-PISA, оценивающее качество образования учеников 15-летнего возраста именно с точки зрения их готовности использовать полученные в школе знания на практике. Это массовое исследование, в последнем исследовании приняли участие школьники из 79 стран.

Задания PISA не похожи на стандартные школьные.Детям не нужно будет вставлять пропущенные буквы или определять части речи, исследовать функции или решать уравнения, применять формулы или воспроизводить законы. Им придётся разобраться в том, стоит ли доверять информации из текста, что в тексте важно, а что просто является отвлекающим внимание фоном. Они должны будут рассчитать финансовые затраты на покупки или поездки и выбрать оптимальные варианты. Перед ними встанет необходимость разобраться в том, как объяснить происходящие явления.

Это всё, конечно, потребует определённых предметных знаний, но эти знания нужно будет не пересказывать, не воспроизводить, а использовать.

Чтобы формулировки и структура заданий не были неожиданными для участников исследования, предлагаем познакомиться с примерами прошлых лет и попробовать выполнить их. Важно помнить, что все задания в ходе исследования выполняются в электронном формате. Попробуйте выполнить некоторые задания вместе с ребёнком.

Администрация школы

Информация для обучающихся

Информационный буклет для обучающихся

Уважаемый участник!

В этом году ты принимаешь участие в исследовании, которое проводится Министерством просвещения РФ и Министерством образования Приморского края.

Это исследование особенное. Оно не контролирует знания. Тебе будут предложены конкретные ситуации и потребуется в них разобраться, опираясь на знания в области русского языка, математики, физики, химии, биологии, географии. Но пересказывать то, что ты знаешь, не придётся. Придётся знания использовать. Для тебя это скорее всего не очень привычно. Ведь школа постоянно контролирует, как ученики усваивают предметные знания. Но, к сожалению, совсем не всегда оценивается то, понимают ли ученики, что с этими знаниями делать, как их применять на практике.

Можно вызубрить формулы сокращённого умножения, но не уметь оценить выгодность тарифа мобильной связи. Можно знать части речи и члены предложения, но не уметь понять содержание текста, разобраться в том, можно ли доверять информации, которая в нём представлена. Можно знать климатические зоны, но не понимать, как климат влияет на решение экономических задач.

Вот несколько примеров таких заданий.

1.Даны статьи о пользе и вреде коровьего молока. В задании предлагается определить, какой текст заслуживает большего доверия, а какой является рекламой, разобраться в том, достаточно ли информации по вопросу о пользе или вреде молока, сформировать своё отношение к вопросу о том, стоит ли использовать в пищу молоко.

2.Предлагается карта Антарктиды. Пользуясь масштабом, нужно определить, чему примерно равна площадь Антарктиды, сопоставить её с размерами других государств.

3.Необходимо дать заключение о возможности строительства гидроэлектростанции вблизи небольшого города, учитывая водные ресурсы региона, климат, розу ветров, особенности ландшафта, возможные риски для экологии.

                                            Желаем успехов!

Администрация школы

 

Фотогалерея

 


 

Архив

Банк заданий

Раздел ОГЭ ФИПИ

Приказ Минпросвещения от 14.09.2021г №03-1510 Об организации работы по повышению ФГ

Приказ МО ПК от 17 сентября 2021 года №1250-а Об утверждении регионального плана мероприятий

МКУ Управление образования (приказ, план мероприятий)

Приказ МКУ Управление образования ДГО №106-А от 28.09.2021 О назначении муниципального координатора по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по ФГ ДГО

Приказ МКУ УО № 108-А Об утверждении плана мероприятий по ФГ

Приказ МБОУ СОШ №5 76-А от 14.10.2021 года О мероприятиях, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году


Приказ ПК ИРО №299 от 29.03.2022 о тестировании по формированию функциональной грамотности

Приказ МКУ Управление образования №32-А от 31.03.2022 О проведении итогового тестирования по формированию функциональной грамотности

Приказ МБОУ СОШ5 №25-А от 31.03.2022 О реализации мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся

ЧЕК-ЛИСТ

самодиагностики готовности к формированию функциональной грамотности обучающихся   МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа  № 5» Дальнереченского городского округа


п/п
Мероприятие Отметка об исполнении
1. Сформировать схему (алгоритм, процесс) управления деятельностью по формированию функциональной грамотности: создать координационную группу управления процессом, а также методическую группу по видам функциональной грамотности (учебным предметам) Исполнено.

Создана рабочая группа  по вопросам формирования и оценки ФГ,  приказ №76-А п. 8 от 14.10.2021 г.

2. Разработать и утвердить внутришкольный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, определить ответственных лиц Исполнено.

Разработан и утверждён План мероприятий, направленный на формирование и  оценку ФГ обучающихся МБОУ «СОШ №5»,  приказ № 76-А от 14.10.21 п.7. (приложение №1)

3. Сформировать   базу  данных   обучающихся    8-9                             классов и

учителей      математики,      естественнонаучных предметов, участвующих в PISA-2022 (8-9 кл.)

Исполнено.

Создана база данных обучающихся 8-9 классов 2021\2022; 2022/2023 уч. г., а так же учителей, участвующих в формировании ФГ обучающихся 8-9 классов.

4. Обеспечить контроль эффективности использования поставленного/приобретенного учебно-лабораторного оборудования при организации образовательного процесса (в первоочередном порядке оборудования, поставленного в рамках национального проекта «Образование») Исполнено.

При организации образовательного процесса используется оборудование центра «Точка роста» (ноутбуки, цифровые лаборатории).

5. Синхронизировать и интегрировать основную образовательную программу и программы дополнительного образования на базе образовательных организаций, учреждений дополнительного

образования, сущностей национального проекта «Образование»

Находится в стадии разработки, вступит в силу с 01.09.22г.(Запланировано изучение запросов учащихся и их родителей с целью обновления программ дополнительного образования).
6. Организовать мониторинг (диагностику) готовности к участию в исследовании обучающихся и педагогических работников Исполнено.

Проведены первичные диагностические работы в 8-9 классах на предмет готовности к участию в исследовании обучающихся по 3 направлениям (читательская, естественнонаучная и математическая грамотность).

Педагоги познакомились с формулировкой заданий по ФГ и получили опыт проверки работ по оценке сформированности ФГ школьников в качестве экспертов.

7. Организовать участие педагогических работников в курсах повышения квалификации по вопросам формирования

функциональной грамотности

Исполнено.

Организовано участие педагогов в курсах повышения квалификации по вопросам формирования ФГ. Курсовую подготовку прошли 10 педагогов.

8. Организовать участие педагогических работников образовательной организаций в регионально-муниципальных управленческих  семинарах-совещаниях  по  подготовке  к участию в исследовании Исполнено.

Организовано участие педагогов в семинарах-совещаниях; вебинарах.

9. Включить    образовательные    мероприятия                     федерального и регионального уровня в программы профилактики и коррекции учебной неуспешности (особенно в 8‒9 кл.) Исполнено.

Созданы условия для участия в

образовательных мероприятиях; учащиеся и педагоги принимают участие в онлайн-уроках по финансовой грамотности; «Урок цифры».

10. Обеспечить развитие воспитательных практик (волонтерство,

детское\школьное самоуправление и т.д.) для обеспечения взаимообучения школьников функциональной грамотности

Исполнено.

Проведено мероприятие по теме: «Что стоит за понятием ФГ школьников?» с фотоотчётом (волонтёры- 10 класс; число участников мероприятия-200 обучающихся 1-9 классов).

11. Обеспечить контроль систематичности и эффективности проведения учебных занятий                       по формированию функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности Контроль осуществляется в рамках ВШК
12. Обеспечить систему поддержки педагогических работников по включению                                       в                          календарно-тематическое планирование,

поурочные    планы     учителя     заданий     по формированию функциональной грамотности обучающихся

Корректировка поурочных планов, КТП
13. Разработать и реализовать целенаправленные информационные кампании в образовательной организации, демонстрирующие и формирующие  позитивное  отношение к формированию функциональной грамотности Исполнено.

Проведены классные часы в 5-9 классах по формированию ФГ школьников в период октябрь-декабрь 2021г. (число участников мероприятия-139 обучающихся).

14. Организовать  и  провести  обучающие  и просветительские

мероприятия для родителей

Исполнено.

Проведены родительские собрания по вопросам формирования ФГ в период октябрь-декабрь 2021г. (число участников -137 родителей).

15. Организовать    размещение    информации    о формировании функциональной грамотности обучающихся на официальном сайте и официальных аккаунтах образовательной организации в сети Интернет Исполнено.

На сайте школы имеется раздел ФГ по информированию всех участников образовательных отношений. (школьный сайт в стадии наполнения информацией).

Вариативная часть (с учетом необходимости и возможностей)
16. Включить в школьную программу (в части внеурочных занятий, по федеральным государственным образовательным стандартам – до 10 часов) «подготовительные» предметы в формате «Учимся для жизни», тренировки с использованием электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности»                                    (https://fg.resh.edu.ru/),а   также профориентационные              занятия              в                                    контексте региональной/муниципальной   специфики   с   учетом

возможностей образовательной организации

Запланировано  на 2022-2023  учебный год.

Дата обновления страницы: 30.03.2024

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930