Продолжительность выполнения экзаменационной работы в 2022 году
Продолжительность выполнения экзаменационной работы в форме ЕГЭ | Название учебного предмета | |
17 минут | Иностранные языки (раздел «Говорение») | |
3 часа (180 минут) | Математика (базовый уровень)
История География |
|
3 часа 10 минут (190 минут) | Иностранные языки (кроме раздела «Говорение») | |
3 часа 30 минут (210 минут) | Обществознание
Химия Русский язык |
|
3 часа 55 минут (235 минут) | Математика (профильный уровень)
Физика Информатика и ИКТ Биология Литература |
О допуске к итоговому сочинению (изложению) в 2022 г. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся 11 (12) классов. Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.
О процедуре проведения итогового сочинения (изложения) в 2022 году Продолжительность написания итогового сочинения-3часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения увеличивается на 1,5 часа. Начало написания-10.00 по местному времени. Результатом является — «зачёт», «незачёт». Рекомендуемый объём – от 350 слов (менее 250 слов -«незачёт»). О процедуре проведения итогового сочинения (изложения) в 2022 году Во время написания итогового сочинения можно использовать орфографический словарь (орфографический и толковый словари — для участника итогового изложения). Оценивание работы идёт по 5 критериям: соответствие теме, аргументация, композиция, качество речи, грамотность.
Тематические направления на 2021/2022 г
Повторный допуск к итоговому сочинению (изложению) в 2022 году Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) допускаются: обучающиеся, получившие «незачёт»; обучающиеся, удалённые с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований; обучающиеся, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение); Обучающиеся, не завершившие написание итогового сочинения по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства).
Итоговое сочинение: вопросы и ответы от ФИПИ Важно знать! Ответы на 9 важных вопросов: 1. Какие задачи решает итоговое сочинение? o Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза. 2. Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)? o При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика). o Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения). 3. На скольких произведениях нужно строить рассуждение? o Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. 4. Что собой представляют темы итогового сочинения? o Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются. 5. Итоговое сочинение — это сочинение по литературе? o Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. Опора на литературный материал при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д. 6. Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения? o Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика. 7. В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»? o Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно. (Критерии оценивания итогового сочинения). 8. В каком жанре нужно писать итоговое сочинение? o Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания. 9. Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса? o Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году
Расписание проведения ЕГЭ и ГВЭ-11 в 2022 году
Досрочный период
Дата
ЕГЭ
ГВЭ-11
21 марта (Пн)
география, литература,химия
география, литература,химия
24 марта (Чт)
русский язык
русский язык
28 марта (Пн)
математика (базовый и профильный уровень)
математика
31 марта (Чт)
иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), история, физика
иностранные языки , история, физика
1 апреля (Пт)
иностранные языки ( раздел «Говорение»)
4 апреля (Пн)
информатика и ИКТ
информатика и ИКТ
7 апреля (Чт)
обществознание, биология
обществознание, биология
11 апреля (Пн)
резерв: география,литература,химия,история, иностранные языки (раздел «Говорение»)
резерв: география,литература,химия,история
13 апреля (Ср)
резерв: иностранные языки ( за исключением раздела «Говорение»), информатика и ИКТ, физика, обществознание, биология
резерв: иностранные языки, информатика и ИКТ, физика, обществознание, биология
15 апреля (Пт)
резерв: русский язык, математика (базовый и профильный уровень)
резерв: русский язык
18 апреля (Пн)
резерв: математика (базовый и профильный уровень)
резерв: математика
Основной период
Дата
ЕГЭ
ГВЭ-11
26 мая (Чт)
география, литература,химия
география, литература,химия
30 мая (Пн)
русский язык
русский язык
31 мая (Вт)
русский язык
2 июня (Чт)
математика профильного уровня
математика
3 июня (Пт)
математика базового уровня
6 июня (Чт)
история, физика
история, физика
9 июня (Чт)
обществознание
обществознание
14 июня (Вт)
иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология
иностранные языки , биология, информатика и ИКТ
16 июня (Чт)
иностранные языки (раздел «Говорение»)
17 июня (Пт)
иностранные языки (раздел «Говорение»)
20 июня (Пн)
информатика и ИКТ
21 июня (Вт)
информатика и ИКТ
23 июня (Чт)
резерв: русский
резерв: русский
24 июня (Пт)
резерв: география, литература, иностанные языки (раздел «Говорение»)
резерв: география, литература, информатика и ИКТ
27 июня (Пн)
резерв: математика (базовый и профильный уровень)
резерв: математика
28 июня (Вт)
резерв: иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), информатика и ИКТ, биология
резерв: иностранные языки, биология
29 июня ( Ср)
резерв: обществознание, химия
резерв: обществознание, химия
30июня (Чт)
резерв: история, физика
резерв: история, физика
2 июля (Сб)
резерв: по всем учебным предметам
резерв: по всем учебным предметам
Дополнительный период
Дата
ЕГЭ
ГВЭ-11
5 сентября (Пн)
математика базового уровня
математика
8 сентября (Чт)
русский язык
русский язык
20 сентября (Вт)
резерв: математика базового уровня, русский язык
резерв: математика, русский язык
ЕГЭ — 2021: важные изменения, обязательные предметы 11 класс (список), расписание (даты) — официальные новости ФИПИ Как сообщает «Российская газета», Министерство просвещения опубликовало проект расписания ЕГЭ на 2021 год. По планам, экзамен для выпускников 11-х классов пройдет в три этапа: досрочный — с 22 марта по 16 апреля, основной — с 24 мая по 1 июля, и дополнительный — с 3 по 17 сентября. Основные дни основного этапа будет выглядеть так: 24 мая (понедельник) — география, литература, химия; Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) подготовили документов, которые определяют, каким будет ЕГЭ в 2021 учебном году. Экзамен может измениться по пяти предметам, сообщает «Российская газета». 1. Литература Предлагается обновить задание номер 7 с кратким ответом: в текст с пропуском слов требуется вписать два термина или факта. Раньше ученику напрямую задавался вопрос: каким термином обозначается обмен репликами между персонажами? А теперь похожее задание будет сформулировано иначе: «Приведённый фрагмент представляет собой напряжённый (?) между персонажами, по-своему отражающий глубокий, непримиримый (?) двух поколений». Не поспоришь, задание немного усложнилось. 2. Биология На заметку будущим медикам и биологам: сдать ЕГЭ по биологии станет значительно проще. Требования не меняются, зато появляется дополнительное время. Увеличено время на выполнение экзаменационной работы с 210 до 235 минут. 3. История Может поменяться модель задания номер 25 (историческое сочинение). Раньше ученики писали сочинение по одному из трех исторических периодов, а сейчас им предлагается писать сочинение по одному из трех процессов, предложенных в этом конкретном варианте задания. А сейчас будет на выбор исторический процесс. Допустим, 1. борьба Древнерусского государства с кочевниками; 2. внешняя политика России в 1689-1725 гг. 3. Гражданская война в России после прихода большевиков к власти. Ученику могут предложить написать сочинение по трем историческим личностям. 4. Русский язык Меняется задание номер 9, уточняется формулировка задания 27. В задании 9 ученика могут попросить найти в предложенных словах проверяемую безударную гласную корня. И даются слова, написанные полностью правильно. Прежде задание на грамматику было сформулировано так, что в примерах были слова с пропущенными буквами. 5. Информатика ЕГЭ проводится в компьютерной форме. Компьютерное предъявление КИМ позволило включить в работу задания на практическое программирование, работу с электронными таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9, т.е. треть от общего количества заданий. Остальные 18 заданий сохраняют преемственность с КИМ ЕГЭ прошлых лет. ЕГЭ — 2021 служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в Вузы. Более подробно о процедуре проведения и важных изменениях в формате ЕГЭ — 2021 читайте ниже. В 2021 году список обязательных экзаменов на ЕГЭ будет, как и прежде, состоять из двух дисциплин: русский язык и математика. Иностранный язык федеральные органы управления образованием сделают обязательным предметом не ранее 2022 года, а историю — не ранее 2023 года, когда все школы перейдут на обновленные ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты). Тем, кто будет поступать на физмат и прочие специальности, где математика необходима, нужно сдавать более сложный профильный экзамен по этому предмету. Обе версии экзамена по математике сразу сдавать нельзя, нужно выбрать какую-то одну из них. Главные изменения в ЕГЭ — 2021 по данным федеральных органов управления образованием в России будут следующие: ОТВЕТЫ НА ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ И РОСОБРНАДЗОРА С иностранным к примеру, (английским) языком есть проблемы, особенно они заметны в сельских школах. Но сегодня язык — это рабочий инструмент, который должен быть доступен абсолютно каждому. По информации «Российской Газеты», Минпросвещения России выберет 19 регионов, где уже в 2021 году вместе с Рособрнадзором проведет апробацию экзамена. Специалисты посмотрят на первые результаты и Минпросвещения России примет окончательное решение. Один из вариантов — разделить ЕГЭ по иностранному языку на два уровня. Базовый должен быть по силам большинству ребят. Профильный — для тех, кто поступает на «языковые» специальности в вузы. — Можно ли будет сдать ЕГЭ онлайн или с компьютера в своей школе? — В 2021 году на компьютере можно будет сдать экзамен по информатике. Для этого органами управления образованием проводится огромная работу, чтобы избежать возможных сбоев и обеспечить техническую поддержку. И для проведения ЕГЭ онлайн тоже нужна серьезная техническая подготовка и выверенные для такой формы сдачи экзамена задания. — Зачем нужны все эти камеры на экзаменах? Дети из-за них только больше нервничают. — Все меры безопасности на ЕГЭ приняты для того, чтобы обеспечить равные условия для сдачи экзамена всеми школьниками, от Красноярска и Владивостока до Москвы и Дагестана. Потому что, если один школьник смог пронести мобильник на экзамен и воспользоваться им, а другой нет, это неравные условия. Кроме того, видеонаблюдение нужно и для родителей. Они могут зарегистрироваться в качестве наблюдателей и посмотреть, что экзамен прошел без нарушений. На пункте сдачи дежурит медик — Разрешат ли родителям детей с инвалидностью и ОВЗ присутствовать в школах на ЕГЭ? Не в самих кабинетах, а просто в коридоре рядом с аудиторией, где находится ребенок. — Пока такой возможности нет, но этот вопрос уже поднимался, и мы проработаем его еще раз. Сейчас в каждом пункте проведения экзамена обязательно дежурит медик, в каждой аудитории есть организаторы. Для детей с ограниченными возможностями мы стараемся подобрать аудитории на первых этажах, чтобы им не надо было подниматься по лестницам. Делаем задания с использованием шрифта Брайля. Используем сурдопереводчиков и медицинских ассистентов. Для некоторых категорий таких детей увеличено время на экзамен, другие могут сдавать его дома или в медицинском учреждении. И каждый год растет доля ребят с ОВЗ, которые решают сдавать экзамены именно в формате ЕГЭ, хотя они могут выбрать и традиционную форму, — потому что это расширяет их возможности для поступления в вуз. А может, отменить ЕГЭ? — Зачем вообще нужны экзамены? Может, их отменить? — А что будет потом? Такой опыт уже есть: например, в Финляндии школы недавно отказались от экзаменов. Но последние международные мониторинги показали, что качество образования там после этого снизилось. Хорошо учат в школах, где сильные учителя. Но такие педагоги и так обязательно проводят оценку знаний своих учеников — без этого не получить обратную связь, все ли они усвоили. Именно поэтому мы сейчас проводим Всероссийские проверочные работы (ВПР). Они нужны для того, чтобы выявить педагогическую запущенность и понять, какие пробелы в знаниях возникают у детей, не дожидаясь экзаменов. Были случаи, когда ребенок в школе учился на пятерки, а ЕГЭ сдал на 30 баллов. И ВПР нужны для объективной независимой оценки. (По информации газеты «Комсомольская Правда»). Для получения допуска к ЕГЭ 2021 также надо будет написать сочинение, оценивающееся на «зачет» или «незачет». Сочинение большая часть выпускников напишет в декабре 2020 года, а те, кто с первого раза не получил желанного «зачета» или не смог принять участие в экзамене по уважительным причинам, смогут сделать это в феврале или мае 2021 года. В сентябре учащимся будет предоставлена последняя попытка пересдать обязательные предметы, если в ходе основной сессии ЕГЭ 2021 года по русскому языку, математике или истории был получен неудовлетворительный результат. При этом, подавая документы на сентябрьскую пересдачу ученики, «завалившие» экзамен по профильной математике могут выбрать базовый уровень. Конечно, это лишит их возможности поступить в желаемый ВУЗ, но позволит получить документы об образовании, не оттягивая решение вопроса на весну или лето 2021 года. В 2021 году сдать ЕГЭ с целью поступления в ВУЗ смогут не только 11-классники. А и выпускники прошлых лет. Этой возможностью стоит воспользоваться, если: в прошлом году неудовлетворительная оценка была получена по 2 и более предметам; вы хотите пересдать предмет с целью повышения баллов, что соответственно повысит шансы на бюджетное место; возникла необходимость сдать еще один предмет (к примеру, решили вступить в ВУЗ на другое направление). На проверку работ ЕГЭ в 2021 году будет отведено 7-14 дней, но на практике длительность обработки ответов зависит от численности экзаменуемых и традиционно дольше всего проверяют обязательные для сдачи предметы (русский язык, историю и математику). Каждую работу должны проверить минимум 2 независимых эксперта, а в случае их несогласия еще и третий. При проверке за каждое правильно выполненное задание выпускнику начисляют первичные баллы (для каждого предмета существует свой максимум), которые после переводят в тестовые (максимально 100). Считается, что экзаменуемый сдал предмет, если результат превышает установленный минимальный порог: Минимальный порог для сдачи русского языка — 24 балла из 100 возможных, по литературе — 32, по математике профильного уровня — 27, по информатике — 40, по биологии, физике и химии — 36, по географии — 37, по истории — 32, по обществознанию — 42, по иностранным языкам (английский, французский, китайский, немецкий, испанский) — 22. Минимальный балл по пятибалльной системе на ЕГЭ по математике базового уровня — три балла. Важно! Не путайте минимальный балл ЕГЭ и минимальный проходной балл для вступления в ВУЗ. В первом случае речь идет о баллах, которые необходимы для получения документа об образовании, а во втором о результате, который позволит претендовать на бюджетное место на конкретном факультете отдельно рассматриваемого учебного заведения, информирует портал 2020-god.com. ИТОГО, в 2021 году указанные изменения коснутся учащихся всех регионов России.
27 мая (четверг) — русский язык;
31 мая (понедельник) — ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня;
3 июня (четверг) — история, физика;
7 июня (понедельник) — обществознание;
10 июня (четверг) — иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) (за исключением раздела «Говорение»), биология;
15 июня (вторник) — иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) (раздел «Говорение»);
16 июня (среда) — иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский, китайский) (раздел «Говорение»);
18 июня (пятница) — информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
19 июня (суббота) — информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Прежде ученику на ЕГЭ по истории могли предложить три периода истории России: 1) 1019-1054 гг.; 2) март 1801 г. — май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. — октябрь 1922 г.
Задания конкретизируются, а это всегда проще и для ученика, и для проверяющего.
27-е задание — по-прежнему сочинение, но требования к нему уточнены. Если коротко, то от ученика потребуется глубже анализировать текст. Для тех, кто научился хорошо читать и понимать, ничего сложного не появляется.
Экзаменами по выбору остаются обществознание, физика, биология, история, информатика и ИКТ, химия, литература, иностранный язык и география.
Экзамен по математике можно сдавать или в базовом, или в профильном варианте. Базовый будет зачтён только как выпускной экзамен в школе, его результаты не примут в вузах, для которых математика является обязательным предметом.
Поэтому, в 11-м классе обязательный ЕГЭ по иностранному языку появится только в 2022 году. Это необязательно должен быть английский — ребенок может выбрать французский, немецкий, испанский и даже китайский языки.
Основной период ГИА-11 в форме ЕГЭ в 2021 г. Биология Основной период ГИА-11 в форме ГВЭ в 2021 г.
Дата
Предмет
31 мая (пн)
География, Литература, Химия
3 июня (чт)
Русский язык
4 июня (пн)
Русский язык
7 июня (пн)
Математика (профиль)
11 июня (пт)
История, Физика
15 июня (вт)
Обществознание
18 июня (пт)
Иностранный язык (за исключением раздела «Говорение»)
21 июня (пн)
Иностранный язык (раздел «Говорение»)
22 июня (вт)
Иностранный язык (раздел «Говорение»)
24 июня (чт)
Информатика и ИКТ (К-ЕГЭ)
25 июня (пт)
Информатика и ИКТ (К-ЕГЭ)
28 июня (пн)
Резерв: география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение»), биология, история, русский язык
29 июня (вт)
Резерв: обществознание, химия, физика, иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), математика (профиль), информатика и ИКТ (К-ЕГЭ)
2 июля (пт)
Резерв: по всем учебным предметам
Дата
Предмет
25 мая (вт)
Русский язык
28 мая (пт)
Математика
8 июня (вт)
Резерв: Русский язык
16 июня (чт)
Резерв: Математика
Дополнительный период ГИА-11 в форме ГВЭ в 2021г.
13 июля (вт)
Русский язык
17 июля (сб)
Математика
Дополнительный период ГИА-11 (сентябрьские сроки)в форме ГВЭ в 2021г.
3 сентября (пт)
Русский язык
6 сентября (пн)
Математика
13 сентября (пн)
Резерв: Русский язык
15 сентября (пт)
Резерв: Математика
Основной период ГИА-11 в форме ЕГЭ в 2022 г. Биология Дополнительный период ГИА-11 в форме ЕГЭ 2022 г. (Сентябрьские сроки)
Дата
Предмет
26 мая (чт)
География, Литература, Химия
30 мая (пн)
Русский язык
31 мая (вт)
Русский язык
2 июня (чт)
Математика (профильный уровень)
3 июня (пт)
Математика (базовый уровень)
6 июня (пн)
История, Физика
9 июня (чт)
Обществознание
14 июня (вт)
Иностранный язык (за искл раздела «Говорение»)
16 июня (чт)
Иностранный язык (раздел «Говорение»)
17 июня (пт)
Иностранный язык (раздел «Говорение»)
20 июня (пн)
Информатика и ИКТ
21 июня (вт)
Информатика и ИКТ
23 июня (ЧТ)
Резерв: русский язык
24 июня (пт)
Резерв: география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение»)
27 июня (пн)
Резерв: математика (базовый уровень), математика (профильный уровень)
28 июня (вт)
Резерв: иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология, информатика и ИКТ
29 июня (ср)
Резерв: обществознание, химия
30 июня (чт)
Резерв: история, физика
2 июля (сб)
Резерв: по всем учебным предметам
Дата
Предмет
5 сентября (пн)
Математика ( базовый уровень)
8 сентября (чт)
Русский язык
План (структура) итогового сочинения 2020-2021 Прежде чем написать сочинение, мы задаемся 3 вопросами: 1. Как писать итоговое сочинение? 2. Какой алгоритм написания сочинения? 3. Какие аргументы, тезисы, цитаты использовать в работе? Структура итогового сочинения Любое сочинение состоит из трех частей: I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы. II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов. Тeзис 1 (20-30 слов) Тeзис 2 Тeзис 3 III. Заключение (60-70 слов) Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане. I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. Вступление состоит из 3 элементов: 1. объяснение ключевых слов темы или цитаты; 2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; 3. ответ-тезис на главный вопрос темы. Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа: II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Основная часть = Тезис + 1 Аргумент Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения. Помни! Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации. Аргумент нужно: Аргумент состоит из 3 элементов: 1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок). 2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ. 3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п. III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки. 4 способа закончить сочинение: 1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. 2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. 3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. 4. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово. Алгоритм написания итогового сочинения 2020-2021 Алгоритм работы над сочинением: 1. Внимательно прочитать формулировку темы. 2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл. 3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему. 4. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?». 5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения. 6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения 7. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту. 8. Выстрой логическую последовательность своих доказательств. 9. Запиши их, составляя план. 10. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли. 11. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения 12. Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!! Практические советы в написании итогового сочинения: 1. Как писать вступление? o Вступление должно быть 60-70 слов. o Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения? o Отражено ли это во вступлении? o Намечена ли цель сочинения? o Сужена ли тема? 2. Есть ли переход к основной части? o Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы…. o Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о…. o Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? o Так в произведении…показан…. o Именно…( один из этих вариантов!) 3. Как писать основную часть? o Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента); o Обращение к произведению (указаны автор, название); o Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!); o Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему; o Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме; o Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!); o То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: — Еще одно произведение, где поднимается тема…. — ….; o О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…; o Об этом же писал…; o Это же волновало….; o Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый. 4. Как писать заключение? o В заключении — 60-70 слов. o Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного) o Клише для начала заключения: 4. Подводя итог, хочется сказать:… 5. Таким образом, мы понимаем, что…. 6. Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
Заполнение форм итогового сочинения (изложения) в образовательной организации 2021-2022 гг Инструкции для членов комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) Инструкции для членов комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году
5 критериев оценивания итогового сочинения 2020-2021 от ФИПИ 5 направлений итогового сочинения 2020-2021 от ФИПИ оценивается по пяти критериям. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ 1. Соответствие теме. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. 3. Композиция и логика рассуждения. 4. Качество письменной речи. 5. Грамотность. Важно знать: 1. Критерии №1 и № 2 являются основными. 2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5). 3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». 4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. 5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут. 6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». 7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем. · «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». · Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. · «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. · Во всех остальных случаях выставляется «зачет». · «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». · Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. · «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. · Во всех остальных случаях выставляется «зачет». · «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Критерий № 1 «Соответствие теме»
· Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
· Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
· Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
· Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Критерий №5 «Грамотность»
· Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.